На чемпионате Европы по бобслею и скелетону, проходившем в рамках шестого этапа розыгрыша Кубка мира и завершившемся вчера в Швейцарии, российская команда завоевала одну золотую медаль — за выступление в бобах-четверках. Серебряному призеру Олимпиады в Турине, лидеру общего зачета Кубка мира в четверках пилоту Александру Зубкову, который теперь является трехкратным победителем континентальных первенств, ассистировали Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков и Роман Орешников. Корреспондент "Ъ" ВАЛЕРИЯ Ъ-МИРОНОВА передает из Санкт-Морица.
Единственная в мире естественная трасса на знаменитом швейцарском горнолыжном курорте Санкт-Мориц была для российских бобслеистов до вчерашнего дня своего рода камнем преткновения. К примеру, в прошлом году сразу же после победы на чемпионате Европы в Турине двойка Александра Зубкова здесь на очередном кубковом этапе стала лишь семнадцатой. История повторилась. Всего неделю назад Александр Зубков и его разгоняющий Дмитрий Труненков стали в Кенигзее (Германия) в этой дисциплине третьими. Однако в Санкт-Морице они вытянули неудачный второй стартовый номер, а олимпийские чемпионы немцы Андре Ланге и Мартин Путце — первый. Таким образом, Ланге, Зубков и еще примерно пятеро их коллег в первом заезде счищали со снежной трассы намороженный за ночь иней, облегчая тем самым жизнь участников второй группы, и заняли соответственно лишь 11-е и 12-е места. А по сумме обоих заездов, в последнем из которых Ланге и Путце показали лучшее время наравне еще с тремя экипажами, россияне проиграли победившим в итоге немцам по меркам бобслея очень много — 1,45 сек. и стали 11-ми среди всех участников и десятыми среди европейцев. Тренеры и спортсмены связали неудачу еще с несколькими факторами. Главные из которых — отсутствие у нас "двоечных" коньков, подходящих для местных специфических условий, а также отсутствие в команде травмированного разгоняющего Алексея Воеводы. Как объяснил главный тренер сборной Владимир Любовицкий, делать коньки для двоек под Санкт-Мориц в этом году оказалось нецелесообразно в принципе. Хорошего материала для их производства не было, а клепать лишь бы из чего не имело смысла. По регламенту Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT) коньки для бобов производятся из стали стандартной марки всего одной швейцарской фирмы. Тесты, однако, показали, что сталь образца 2008 года оказалось менее качественной, чем позапрошлогодняя. Ведь для трассы в Санкт-Морице коньки нужны особенные. С максимальным кофом — показателем гибкости. Скорость прохождения здешнего трека напрямую зависит от площади соприкосновения с ним коньков. Чтобы проехать здесь быстро, эта площадь должна быть минимальной. А у Александра Зубкова на все случаи жизни всего две пары боевых коньков: одна для двойки, другая для четверки.
"Десять пар, которые к прошлому сезону мы купили по цене порядка €10 тыс. за пару и из которых можно было выбрать более или менее подходящие для Санкт-Морица, уже пришли в негодность,— пояснил господин Любовицкий.— А у немцев их было около двухсот". Не получился здесь у Зубкова старт, да и управление было отнюдь не идеальным — на первых двух прямых он неоднократно "ловил борт". Пилот связал это обстоятельство с не доведенной пока что до ума машиной, восстановленной после аварии, которую прошлой весной на апробации олимпийской трассы в Ванкувере они с Воеводой разбили вдребезги. "Из-за непоняток с рулевым управлением я и не смог ровно проехать две прямые,— рассказал пилот.— Машину приходилось постоянно контролировать и не давать ей ходу". А вот предположения тренеров о том, что его неудача стала в какой-то степени следствием огромного объема тренировочных нагрузок, проделанных в дни рождественских каникул, спортсмен отверг. Он считает, что раз впереди самый ответственный старт — чемпионат мира в Лейк-Плэсиде (16 февраля — 1 марта), к которому целенаправленно готовится множество сильных соперников, значит, нагрузки следует не сбавлять, а, наоборот, усиливать. Ну, и наконец отцентрован боб-двойка под нестандартные габариты 112-килограммового Алексея Воеводы, с которым Зубков год назад выиграл бронзу чемпионата мира. Говорят, будто и бронзу в Кенигзее он завоевал неспроста. Ведь именно в Германию после длительного перерыва в занятиях бобслеем прибыл наконец его знаменитый напарник. Несмотря на то что Воевода там не стартовал из-за потянутой на тренировке мышцы задней поверхности бедра, одно его присутствие сыграло Зубкову в плюс. По образному выражению пилота, "боб с Лешей сам прет". Сейчас Воевода лечится дома, в Сочи, но клятвенно пообещал тренерам прилететь 8 февраля в Канаду. Там, в Ванкувере, где на зубодробильных виражах олимпийской трассы они с Зубковым попали в достопамятную аварию, их ждет очередное испытание на седьмом этапе Кубке мира.
"Хочет Воевода выступать на Олимпиаде, значит, должен стартовать на двух оставшихся этапах Кубка мира и на чемпионате мира в Лейк-Плэсиде, а с апреля он обязан будет неотлучно тренироваться вместе с командой",— высказал позицию федерации присутствовавший здесь ее президент, глава компании "Автолайн" Никита Музыря. А Владимир Любовицкий поведал о том, что после фиаско на двойке Зубков даже не расстроился. Он рассвирепел и, как истинный боец, собрался и на старте соревнований четверок звенел, как натянутая струна. Результат первого заезда оказался ошеломительно высоким. Зубков и его разгоняющие опередили ближайших преследователей немцев во главе с Карлом Ангерером на 0,33 сек. Глянув на табло, лидер российского бобслея смекнул, что разрыв сумасшедший и коли так, то победу он не отдаст уже никому. Когда с итоговой разницей в 0,31 сек. Александр Зубков опередил ставший в итоге вторым немецкий экипаж Томаса Флоршутца и выиграл золото чемпионата Европы, он откровенно признался, что после забравшей у него все силы гонки в двойке максимум, на что рассчитывал в четверке, так только на призовое место. https://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1104859
|